Священник Вячеслав Винников: Отец Глеб Якунин оклеветан. Посмертно
Мне
тут дали прочитать статью из МК, которая появилась у них на сайте через
несколько часов после того, как отец Глеб отошел ко Господу. В заголовок
вынесли ложь («Андрей Кураев - о Глебе Якунине: «Он выкрал секретную книгу и
передал на Запад») и опросили людей, которые наговорили невесть что о Глебе. Я
решил ответить.
1. «Трудно
найти более противоречивую с ортодоксальной точки зрения личность: дважды
отлучался от церкви, сидел в тюрьме, отбывал ссылку, боролся за независимость
РПЦ от государства, но при этом сам хотел быть одновременно святым отцом и
депутатом Госдумы...»
Какая
чушь! Как можно дважды отлучить от церкви? Отлучили отца Глеба один раз и
совершенно незаконно с «ортодоксальной точки зрения». Он никогда не хотел быть
«святым отцом», это звучит как издевка, как обвинение в претензии на святость.
Понятно, что автор обыграл обращение «святой отец», которое, кстати, не
употребляется в церкви, но обыграл явно с заказной иронией.
2. Андрей Кураев, протодиакон: “Глеб Якунин был сложным человеком. Условия
жизни в Советском Союзе привели его к идее, что принятие священства - это форма
борьбы с тоталитарной системой. Потому что церковь при всем своем показном
согласии с советской властью оставалась единственным гражданским институтом, в
котором можно было думать без оглядки на решения последнего пленума ЦК КПСС.
Отец Глеб решил, что
церковное служение - это тот способ, которым он может служить своему народу и
своей совести. Близкие ему люди говорили мне, что позже он считал принятие
священства по нерелигиозным мотивам главной ошибкой своей жизни.
И все же он совершил
очень важную для жизни и истории вещь: насколько я понимаю, тюремный срок он
получил за то, что смог выкрасть из кабинета Совета по делам религии секретную
книгу - «Законодательство о культах». Дело в том, что в Советском Союзе этот
кодекс был засекречен. Каждый священник был обязан его соблюдать, но не имел
возможности его прочитать. Он мог узнать о том, что нарушил какой-то параграф,
только в пересказе офицера КГБ или уполномоченного совета по делам религии.
Этот свод законов был засекречен, в том числе, и для того, чтобы Запад не знал,
как на самом деле осуществляется политика в области религии в Советском Союзе.
Для Запада существовала только статья Конституции, гарантирующая свободу
совести и «свободу отправления религиозных культов и атеистической пропаганды».
Если трактовать последнюю фразу буквально, то права на религиозную пропаганду
брежневская Конституция (в отличие от сталинской!) не предусматривала. И вот
Якунин смог не просто похитить, но и передать на Запад «Законодательство о
культах», и оно там было опубликовано. Якунин при Советской власти был занозой
и для московской патриархии, поскольку критиковал ее чрезмерную лояльность
власти, а она своей реакцией на эти укусы постоянно доказывала правоту слов
отца Глеба.
…В России же все
священники, кроме Якунина, предпочли сдать депутатский мандат и остаться во
служении. А он стал депутатом Госдумы. А позже началось его странствие по
сектам, попытки с нуля создать свою церковь. Эта страница его жизни мне не
понятна и чужда. У Христа нет запасной церкви».
МОЙ
ОТВЕТ:
Согласие
церкви с компартией не было лишь показным. Иерархи вместе с властью закрывали
церкви, сажали людей. И внутри многие из них были едины с компартией, искренне
воспевали ее и любимых вождей. Всякое было: кто лишь внешне подчинялся, а кто
всей душой.
Глеб
поступил в семинарию в 1958, чтобы стать священником. Исполненный горячей веры.
Откуда вы придумали нерелигиозные мотивы? Если и было влияние на него, то его
друга Александра Меня, который вдохновил его на принятие священства.
Рукополагал Глеба будущий митрополит Рижский и Литовский Леонид (Поляков).
«Законодательство
о культах» было тогда у многих священников, ничего секретного в нем не было, и
не крал его отец Глеб. Ложь. Была история с другой книгой: еще в семинарии он
взял в библиотеке «Философию свободы» Бердяева, а когда узнал, что гэбисты
хотели изъять книгу из библиотеки, отказался вернуть, сказал, что потерял, и
предложил оплатить ее стоимость. За то был исключен из семинарии. Но это совсем
другая история о совсем другой книге.
Была
еще одна история. О ней вспоминает прот. Георгий Эдельштейн: «Глеб познакомился
с какими-то работниками совета по делам религий и купил у одного из них
несколько папок документов из совета по делам религий. Одну из этих папок он
передал на запад, по-моему, в Keston college, сейчас это Keston institute, это
был так называемый «доклад Фурова в ЦК КПСС» о том, как совет по делам религий
(а Фуров был заместителем председателя, Куроедова) курировал РПЦ. Этот доклад
Фурова был опубликован в Париже, в «Вестнике Р.Х.Д.», главным редактором
которого был Никита Алексеевич Струве. Это, конечно, была бомба. Тогда же отец
Глеб передал и другие документы о том, как высшие иерархи РПЦ - архиепископ,
потом митрополит, потом патриарх Алексий (Ридигер) и митрополит, а потом
патриарх Пимен (Извеков) - встречались с сотрудниками совета по делам религий,
с уполномоченным по Москве Плехановым, который, по словам отца Глеба, был
полковником КГБ, и с тем же Фуровым, как они доносили и друг на друга, и на
других священнослужителей, как они помогали безбожникам губить РПЦ». Заметим,
что купил, а не выкрал. Там же были и характеристики на многих архиереев как
доносчиков и соработников КГБ, кто более из них предан советской власти.
Тюремный
срок отец Глеб получил за «Комитет по защите прав верующих», в котором активно
защищал гонимых христиан всех конфессий, а также иудеев и мусульман.
Что
значит «у Христа нет запасной церкви»? У Бога всего много, и церквей большое
разнообразие. А РПЦ сегодня ко Христу отношения не имеет вовсе. Она у Кремля, а
не у Христа. Ее отец Глеб справедливо и называл «тоталитарной сектой».
3.
Всеволод Чаплин, протоиерей: «Мы спорили
с этим человеком, наши взгляды на церковь и общество серьезно расходились и я
считаю, что он мог бы быть критичным не только по отношению к советским и
российским властям, но и по отношению к Западу, который оказывал ему поддержку.
Но, несмотря на разногласия, мы периодически встречались и охотно общались, а
на публичных мероприятиях всегда обменивались доброй шуткой.
Он был личностно
ярким человеком, с ним хотелось и общаться, и шутить, и спорить. Его вклад в
жизнь церкви сложно охарактеризовать однозначно. Он отстаивал права верующих во
время гонений при советской власти. Пострадал за это, но в какой-то момент его
деятельность, по-моему, стала слишком управляться извне. И когда дело, которому
служил Якунин, победило - верующие, наконец, получили все права и возможности,
за которые он боролся- гонения на церковь завершились, он не нашел себя в новых
условиях. Продолжал выступать с позиций западных критиков всего нашего. Был
слишком политизированным человеком, чтобы подчиниться решению синода о том, что
духовенство не должно идти в парламент, и покинул церковь. Это была большая
потеря. В первую очередь - для него самого».
ОТВЕТ:
Деятельность
отца Глеба извне никогда не управлялась. Ему подсказывало сердце и его вера,
как нужно жить и служить. «Он не нашел себя в новых условиях»? Во-первых, ему
некогда было находить себя в условиях, он никогда не приспосабливался к
условиям. Во-вторых, условия в церкви не изменились: как была кагэбэшной, так и
осталась. Поэтому он и продолжал свою борьбу. И что у вас на зубах навяз якобы
во всем виноватый Запад? На Западе поддерживали наших узников, в том числе
христиан, посаженных при участии церкви, боролись на Западе за их освобождение.
А вы без «Запад виноват» ни за что не можете держать ответ?
Как
вам не стыдно утверждать, что отец Глеб «покинул церковь»! Откуда вы это взяли?
Его гнали и выгнали. В 1992 г. был открыт архив КГБ, в который отец Глеб
получил доступ и опубликовал обнаруженные там сведения о сотрудничестве
иерархов РПЦ с КГБ. Там все высшие чины были под кличками: Алексий II -
Дроздов, Кирилл - Михайлов и пр. За это и сняли сан. А он продолжал обличать
архиереев. Тогда и придрались к политической деятельности, чтобы отлучить. А в
парламенте политикой в свое время занимались патриарх Пимен, митр. Алексий
Эстонский и Таллинский, арх. Платон Аргентинский, митр. Питирим (Нечаев),
протоиерей Вячеслав Полосин, протоиерей Николай Злобин. Так что решение о
запрете на политическую деятельность было показательной травлей одного человека
- отца Глеба.
На
прощании с отцом Глебом говорили, что нет другого человека, на которого
вылилось бы столько клеветы. Клевету эту многие годы лила Московская патриархия,
и продолжала ее лить даже в день смерти отца Глеба. Но клевета эта - лишь
награда перед Богом: «Блаженны, когда оскорбляют, преследуют вас, и клевещут на
вас, обливая грязью из-за Меня! Радуйтесь и ликуйте. Велика ваша награда на
небесах! Так гнали пророков, которые жили до вас».
Комментарии
Отправить комментарий