Священник Вячеслав Винников: Отец Глеб Якунин оклеветан. Посмертно

Мне тут дали прочитать статью из МК, которая появилась у них на сайте через несколько часов после того, как отец Глеб отошел ко Господу. В заголовок вынесли ложь («Андрей Кураев - о Глебе Якунине: «Он выкрал секретную книгу и передал на Запад») и опросили людей, которые наговорили невесть что о Глебе. Я решил ответить.

1.  «Трудно найти более противоречивую с ортодоксальной точки зрения личность: дважды отлучался от церкви, сидел в тюрьме, отбывал ссылку, боролся за независимость РПЦ от государства, но при этом сам хотел быть одновременно святым отцом и депутатом Госдумы...»

Какая чушь! Как можно дважды отлучить от церкви? Отлучили отца Глеба один раз и совершенно незаконно с «ортодоксальной точки зрения». Он никогда не хотел быть «святым отцом», это звучит как издевка, как обвинение в претензии на святость. Понятно, что автор обыграл обращение «святой отец», которое, кстати, не употребляется в церкви, но обыграл явно с заказной иронией.

2.  Андрей Кураев, протодиакон: “Глеб Якунин был сложным человеком. Условия жизни в Советском Союзе привели его к идее, что принятие священства - это форма борьбы с тоталитарной системой. Потому что церковь при всем своем показном согласии с советской властью оставалась единственным гражданским институтом, в котором можно было думать без оглядки на решения последнего пленума ЦК КПСС.

Отец Глеб решил, что церковное служение - это тот способ, которым он может служить своему народу и своей совести. Близкие ему люди говорили мне, что позже он считал принятие священства по нерелигиозным мотивам главной ошибкой своей жизни.

И все же он совершил очень важную для жизни и истории вещь: насколько я понимаю, тюремный срок он получил за то, что смог выкрасть из кабинета Совета по делам религии секретную книгу - «Законодательство о культах». Дело в том, что в Советском Союзе этот кодекс был засекречен. Каждый священник был обязан его соблюдать, но не имел возможности его прочитать. Он мог узнать о том, что нарушил какой-то параграф, только в пересказе офицера КГБ или уполномоченного совета по делам религии. Этот свод законов был засекречен, в том числе, и для того, чтобы Запад не знал, как на самом деле осуществляется политика в области религии в Советском Союзе. Для Запада существовала только статья Конституции, гарантирующая свободу совести и «свободу отправления религиозных культов и атеистической пропаганды». Если трактовать последнюю фразу буквально, то права на религиозную пропаганду брежневская Конституция (в отличие от сталинской!) не предусматривала. И вот Якунин смог не просто похитить, но и передать на Запад «Законодательство о культах», и оно там было опубликовано. Якунин при Советской власти был занозой и для московской патриархии, поскольку критиковал ее чрезмерную лояльность власти, а она своей реакцией на эти укусы постоянно доказывала правоту слов отца Глеба.

…В России же все священники, кроме Якунина, предпочли сдать депутатский мандат и остаться во служении. А он стал депутатом Госдумы. А позже началось его странствие по сектам, попытки с нуля создать свою церковь. Эта страница его жизни мне не понятна и чужда. У Христа нет запасной церкви».

МОЙ ОТВЕТ:

Согласие церкви с компартией не было лишь показным. Иерархи вместе с властью закрывали церкви, сажали людей. И внутри многие из них были едины с компартией, искренне воспевали ее и любимых вождей. Всякое было: кто лишь внешне подчинялся, а кто всей душой.

Глеб поступил в семинарию в 1958, чтобы стать священником. Исполненный горячей веры. Откуда вы придумали нерелигиозные мотивы? Если и было влияние на него, то его друга Александра Меня, который вдохновил его на принятие священства. Рукополагал Глеба будущий митрополит Рижский и Литовский Леонид (Поляков).

«Законодательство о культах» было тогда у многих священников, ничего секретного в нем не было, и не крал его отец Глеб. Ложь. Была история с другой книгой: еще в семинарии он взял в библиотеке «Философию свободы» Бердяева, а когда узнал, что гэбисты хотели изъять книгу из библиотеки, отказался вернуть, сказал, что потерял, и предложил оплатить ее стоимость. За то был исключен из семинарии. Но это совсем другая история о совсем другой книге.

Была еще одна история. О ней вспоминает прот. Георгий Эдельштейн: «Глеб познакомился с какими-то работниками совета по делам религий и купил у одного из них несколько папок документов из совета по делам религий. Одну из этих папок он передал на запад, по-моему, в Keston college, сейчас это Keston institute, это был так называемый «доклад Фурова в ЦК КПСС» о том, как совет по делам религий (а Фуров был заместителем председателя, Куроедова) курировал РПЦ. Этот доклад Фурова был опубликован в Париже, в «Вестнике Р.Х.Д.», главным редактором которого был Никита Алексеевич Струве. Это, конечно, была бомба. Тогда же отец Глеб передал и другие документы о том, как высшие иерархи РПЦ - архиепископ, потом митрополит, потом патриарх Алексий (Ридигер) и митрополит, а потом патриарх Пимен (Извеков) - встречались с сотрудниками совета по делам религий, с уполномоченным по Москве Плехановым, который, по словам отца Глеба, был полковником КГБ, и с тем же Фуровым, как они доносили и друг на друга, и на других священнослужителей, как они помогали безбожникам губить РПЦ». Заметим, что купил, а не выкрал. Там же были и характеристики на многих архиереев как доносчиков и соработников КГБ, кто более из них предан советской власти.

Тюремный срок отец Глеб получил за «Комитет по защите прав верующих», в котором активно защищал гонимых христиан всех конфессий, а также иудеев и мусульман.

Что значит «у Христа нет запасной церкви»? У Бога всего много, и церквей большое разнообразие. А РПЦ сегодня ко Христу отношения не имеет вовсе. Она у Кремля, а не у Христа. Ее отец Глеб справедливо и называл «тоталитарной сектой».

3. Всеволод Чаплин, протоиерей: «Мы спорили с этим человеком, наши взгляды на церковь и общество серьезно расходились и я считаю, что он мог бы быть критичным не только по отношению к советским и российским властям, но и по отношению к Западу, который оказывал ему поддержку. Но, несмотря на разногласия, мы периодически встречались и охотно общались, а на публичных мероприятиях всегда обменивались доброй шуткой.

Он был личностно ярким человеком, с ним хотелось и общаться, и шутить, и спорить. Его вклад в жизнь церкви сложно охарактеризовать однозначно. Он отстаивал права верующих во время гонений при советской власти. Пострадал за это, но в какой-то момент его деятельность, по-моему, стала слишком управляться извне. И когда дело, которому служил Якунин, победило - верующие, наконец, получили все права и возможности, за которые он боролся- гонения на церковь завершились, он не нашел себя в новых условиях. Продолжал выступать с позиций западных критиков всего нашего. Был слишком политизированным человеком, чтобы подчиниться решению синода о том, что духовенство не должно идти в парламент, и покинул церковь. Это была большая потеря. В первую очередь - для него самого».

ОТВЕТ:

Деятельность отца Глеба извне никогда не управлялась. Ему подсказывало сердце и его вера, как нужно жить и служить. «Он не нашел себя в новых условиях»? Во-первых, ему некогда было находить себя в условиях, он никогда не приспосабливался к условиям. Во-вторых, условия в церкви не изменились: как была кагэбэшной, так и осталась. Поэтому он и продолжал свою борьбу. И что у вас на зубах навяз якобы во всем виноватый Запад? На Западе поддерживали наших узников, в том числе христиан, посаженных при участии церкви, боролись на Западе за их освобождение. А вы без «Запад виноват» ни за что не можете держать ответ?

Как вам не стыдно утверждать, что отец Глеб «покинул церковь»! Откуда вы это взяли? Его гнали и выгнали. В 1992 г. был открыт архив КГБ, в который отец Глеб получил доступ и опубликовал обнаруженные там сведения о сотрудничестве иерархов РПЦ с КГБ. Там все высшие чины были под кличками: Алексий II - Дроздов, Кирилл - Михайлов и пр. За это и сняли сан. А он продолжал обличать архиереев. Тогда и придрались к политической деятельности, чтобы отлучить. А в парламенте политикой в свое время занимались патриарх Пимен, митр. Алексий Эстонский и Таллинский, арх. Платон Аргентинский, митр. Питирим (Нечаев), протоиерей Вячеслав Полосин, протоиерей Николай Злобин. Так что решение о запрете на политическую деятельность было показательной травлей одного человека - отца Глеба.

На прощании с отцом Глебом говорили, что нет другого человека, на которого вылилось бы столько клеветы. Клевету эту многие годы лила Московская патриархия, и продолжала ее лить даже в день смерти отца Глеба. Но клевета эта - лишь награда перед Богом: «Блаженны, когда оскорбляют, преследуют вас, и клевещут на вас, обливая грязью из-за Меня! Радуйтесь и ликуйте. Велика ваша награда на небесах! Так гнали пророков, которые жили до вас».

ГРАНИ.РУ

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Беспредел РПЦ МП в православной Церкви Чешских земель и Словакии

Заявление председателя Чешско-Моравского Славянского Союза по поводу ситуации в Чешской и Словацкой православной церкви