Год России в Украине. На Храмовую гору вместо первосвященника взошел царь...
Мы расстаемся с 2014-м без сожаления - он был кровавым и
абсурдным. В истории новой России не случалось еще такого преступного года, это
можно сказать наверняка. Прозванные официальной пропагандой "лихими"
90-е все чаще вспоминаются россиянами с ностальгией. С ностальгией вспоминается
даже 1999-й, когда нынешний кровавый абсурд делал свою первую декларацию о
намерениях, успешно заретушированную магией нового тысячелетия. Да, магическое
словосочетание "новое тысячелетие" казалось несовместимым с
варварством и дикостью, с захватническими войнами, несменяемой властью, которая
выкачивает из Родины все ресурсы и цинично присваивает их себе, с
расцерковленной церковью, которая все это "благословляет" и
оправдывает, с впадающим в летаргический сон населением… "Нет ничего
нового под солнцем", и новое тысячелетие постепенно столкнуло Россию с ее
старыми проблемами, часть из которых вроде была уже разрешена в XIX, XVIII, а
то и в XVII столетиях. По многим экономическим и даже политическим параметрам
Россия была свободнее уже в XIX веке, по крайней мере - после Александра II.
Сегодня, в результате стремительной архаизации страны, власть растеряна,
социальные и духовные институты дискредитированы, оппозиции и правосудия нет,
медиа испуганно молчат. Перемены назрели, но нет политической воли, а значит
нарастает опасность "стихийного сценария".
Подводя итоги года, российская интеллигенция не устает
задавать себе вопрос: "Ах, могли ли мы представить еще год назад, что
Россия будет воевать с Украиной?" Честно говоря, я не могу себе этого
представить до сих пор. Это "параллельная реальность", бессмысленная
и беспощадная. России, если бы она того пожелала, не составляло труда
контролировать Украину чисто экономическими методами. Война с вымышленной "киевской
хунтой" преследовала внутренние российские цели, и тем преступнее она по
отношению к единокровному украинскому народу. Эта война унесла тысячи жизней, а
в результате Москва объявила "повстанцам" Донбасса, что она
"меняет вектор" и не берет их к себе. Как пишут в патриотических
блогах, "Новороссию слили". А на что она рассчитывала, поверив ложным
кремлевским богам?
Разумеется, украинский сюжет был центральным и для церковной
повестки уходящего года. Он стал неподъемным испытанием для Московской
патриархии, которая не сформулировала никакой внятной позиции в связи с этим
конфликтом - важнейшим для ее самосознания, самоидентичности. Ведь свое
положение в обществе и особые привилегии РПЦ МП связала именно с тем, что
"абсолютное большинство населения России и Украины находится в
канонической ограде" этой Церкви. Теперь примерно 100 миллионов россиян и
30 миллионов украинцев, которых Московская патриархия относит к своей пастве,
считают друг друга врагами, и Церковь ничего не может с этим поделать. Мнение
нескольких политиков перевешивает чаяния многомиллионной паствы, и крупнейшая
Церковь единой в прошлом страны не дает никакой нравственной оценки войне, не
указывает ни на какую причину зла, кроме самой общей и абстрактной. Это больше
похоже на поведение не самой смелой и не самой самостоятельной политической
партии, чем на "голос народной совести". Война в Украине во второй
раз за последние 30 лет (первый такой раз был в конце 80-х - начале 90-х) дала
Московской патриархии уникальный шанс приобрести нравственный вес в обществе, а
значит - и политическое влияние. И во второй раз она этим шансом не
воспользовалась. Очевидно, что неспособность сказать Слово, когда это
необходимо, была заложена в самую основу современной патриархийной конструкции
ее проектировщиками 1920-40-х гг.
В истории случаются моменты, когда промолчать нельзя. Точнее
- можно, но при этом надо выходить из истории. Позицией Патриарха Кирилла в
минувшем году не осталась довольна ни одна из сторон. Путин ждал от него более
энергичной поддержки своих действий и более смелой разработки теории
"Русского мира", внезапно ставшей востребованной на поле боя, а не в
кабинетах Данилова монастыря или в Зале церковных Соборов. Патриарх же почти
перестал говорить о "Русском мире", отдав эту тему на откуп полевым
командирам "Русской православной армии". Он даже не перекроил
церковно-административную карту Крыма (таким образом, РПЦ МП в своей внутренней
структуре продолжает считать Крым частью Украины), и религиозную проповедь о
Крыме как Храмовой Горе Русского Народа пришлось говорить Путину, хотя "по
должности" положено Патриарху. Кирилл вообще как будто выпал из
"симфонического" Тандема, который, как принято было писать в прошлые
годы, усиливал легитимность кремлевской власти, снабжая ее - какой-никакой -
сакральной санкцией. Теперь сакральную санкцию на власть Путин дает себе сам,
черпая духовные силы в непосредственном Поклонении на той самой Храмовой Горе,
не нуждаясь более в институте жреческих посредников. Заметим, что Патриарх
Кирилл, несмотря на многочисленные и настойчивые приглашения, даже проездом не
решился посетить Крым. Учитывая деликатность и цену вопроса, такое поведение в
Кремле воспринимается почти как предательство. "Русский мир" - по
Путину - сузился до границ Российской Федерации, потому что Крым под контролем
Украины, оказывается, был "чужим". А Кирилл проповедовал все же
другой, более гибкий "Русский мир", в котором Украина занимала хотя и
подчиненное, но исторически признанное место. Таким образом, Патриарх Кирилл
утратил свой главный политический бренд. А в Украине так и вовсе стал персоной
нон грата, будучи вынужден впервые за годы своего патриаршества отказаться от
участия в праздновании годовщины Крещения Руси в Киеве. Кстати, персоной нон
грата он стал не только в Украине - Латвия настояла на отмене запланированного
на сентябрь патриаршего визита.
Так РПЦ МП тоже по-своему подпала под международные санкции,
адресованные РФ, связав свой международный статус с судьбой одного, отдельно
взятого политического режима. А ведь сколько сил было приложено для того, чтобы
доказать, что РПЦ МП - это гораздо шире, чем "титульная Церковь Российской
Федерации".
Чувствуя ослабление своих международных позиций, Московская
патриархия дала согласие на созыв в 2016 году Всеправославного Собора, который
раньше она тормозила на протяжении 40 лет. Решение о созыве Собора, именуемого
в церковном народе не иначе как "Восьмым Вселенским" (и вызывающего
соответствующие эсхатологические предчувствия), было принято в уходящем году -
на саммите предстоятелей Церквей "мирового православия" в Стамбуле в
начале марта - как раз на фоне резкого обострения ситуации в Украине. Обострение
в тот момент было настолько резким, что не казался таким уж мифологичным
сценарий быстрого перехода УПЦ под омофор Вселенского Патриарха и объединения
ее под этим омофором с Киевским патриархатом. В обмен на определенные гарантии
со стороны Константинополя Москва дала согласие на "Восьмой Вселенский
Собор", на котором - очевидно - она не будет занимать доминирующего
положения, а решения которого - также очевидно - вызовут резкое неприятие
церковного народа (ведь в повестке дня Собора, например, развитие экуменического
движения и принятие общеправославного календаря ("нового стиля")). В
последнее время политологи и экономисты все чаще говорят о том, что
политический режим РФ оказался в положении, известном в шахматах как
"цугцванг". Не в таком ли положении оказывается и руководство
Московской патриархии?
…Заходя в Интернет, каждый из нас хотя бы раз в день
натыкается на авторитетное предсказание какого-нибудь эксперта или влиятельного
политика: "Мир стоит на пороге Третьей мировой". Стоит ли
отчаиваться? Кто-то утешает себя тем, что "движуха интереснее
застоя", потому что в движении - жизнь. Кто-то, наоборот, видит первые
признаки вселенского замирения и "снижения градуса" международной
напряженности. Но как сказал Христос Своим ученикам: "Когда же услышите о
войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, - но это еще
не конец". Христианская вера - это вера в хороший конец, несмотря на то,
что он и недостижим на нынешней земле, в современном миропорядке. У Церкви
(подлинной, а не фальшивой) парадоксальное отношение к тому, что происходит в
мире: через бедствия и испытания, через разочарование в ложных идолах Господь
"прилагает спасаемых к Церкви". Пожелаем же Церкви быть готовой к
этому к 2015 году…
Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"
Комментарии
Отправить комментарий