Не-рождественская сказка патриарха Кирилла
Комментарий протодиакона Андрея Кураева на рождественское интервью главы РПЦ МП: "Нервничает и главной целью считает доказать Кремлю, что он его всегдашний и вернейший апологет..."
"Миллионная демонстрация французских
христиан в защиту семейных ценностей разгонялась полицией".
Во-первых - как можно разогнать миллионную
демонстрацию? Во-вторых, как можно во Франции после этого удержаться у власти?
В-третьих, и близко никакого разгона не было. В-четвертых, начальник парижской
полиции благодарил организаторов акции за ее прекрасное проведение.
"Во многих странах уже сегодня слово
«Рождество» не употребляется".
В каких именно? В каких ситуациях и на каком
уровне? Верно, есть тенденция ухода от этого слова в государственных
документах. Но запрета на употребление как таковое - нет.
Но на этом фоне тем более поражает, что имен
"Иисус", "Христос", "Спаситель" за час беседы сам
Святейший не произнес ни разу.
Говорить о своем понимании исламского
терроризма он мог бы в любой иной день года. Но в Рождество...
Или Патриарх отлучен от телевидения, и
потому, наконец-то получив микрофон, сказал нечто самое главное и наболевшее?
Или и в самом деле нервничает и главной целью считает доказать Кремлю, что он
его всегдашний и вернейший апологет?
В данном случае выбор темы - это прерогатива
Патриаха, а не журналиста. Вопросы согласуются заранее. В 2010-м Киселев звонил
мне, советуясь, какие вопрос задать (именно их и не задал)...
В предновогодней лекции я говорил о том, что
сегодня прекрасное время для миссии: людям, которые устали от телепропаганды,
можно предложить совсем иную повестку. Чисто религиозную. Подумай о себе, о
душе, а не о нефти или кознях Госдепа.
Увы, имя Владимира Владимировича Патриарх в
этой беседе произнес прежде имени Христа.
"Эта война оборонительная — не столько
даже война, сколько точечные воздействия. Но, тем не менее, это участие наших
людей в военных действиях, и покуда эта война носит оборонительный характер,
она является справедливой. А наш самолет, который был сбит над Синаем? Поэтому
всё, что происходит, — это ответные оборонительные действия".
Хроника событий была обратной: сначала
"точечные воздействия" нашей авиации в Сирии, потом - сбитый лайнер.
Впрочем, какая из войн последних столетий не объявлялась всеми сторонами
оборонительной и справедливой? Обороняем уже если не "священные рубежи
нашей Родины", то "наши ценности", "наш выбор",
"наш образ жизни"...
Полагаю, я получил ответ на вопрос,
самостоятельно ли говорил Чаплин. Он всего лишь назвал акцию в Сирии священной.
А Патриарх сказал больше: что по его просьбе она и началась. "Мы
встретились с Владимиром Владимировичем в Кремле, и главной темой было спасти
христианское присутствие на Ближнем Востоке. Это было общее воззвание
Президенту. Я не хочу сказать, что именно этот мотив является решающим, но речь
идет о защите людей, которые несправедливо уничтожаются в результате
террористических действий".
И снова - сказано было одно, а публикуется
иное:
"— Ваше Святейшество, эта война
осложняет положение православных в мире…
— Как говорится, дальше ехать было уже
некуда. Все что хуже, будет лучше, как народ говорит" (5 мин 55 сек).
"Чем хуже, тем лучше", - это Ленин
говорил, а не народ.
Зато мы узнали нечто географически новое:
"Сирия это в буквальном смысле наш сосед". Всего-то полторы тысячи
километров от границ России... Кто у нас тогда не сосед? Египет? Таиланд?
Ангола?
Мы также узнали, что "Бог никого не
призывал уничтожать во имя отношений к Нему". Это что - ересь Маркиона? В
Ветхозаветные времена Бог именно к этому и призывал...
Дистанцирование (мягко говоря) от библейской
истории заметно и в тезисе, будто "история греха началась с того, что Каин
убил Авеля". То, что было с их родителями, не имеет отношения к
"истории греха"?
А еще честно было сказано о том, как именно
возникают энтеобразные активисты-погромщики:
«А что может быть аргументом — мы
когда-нибудь об этом задумывались? "Ты становишься борцом за
халифат". — "А что такое халифат?" — "А это такое общество,
где в центре вера, Бог, где господствуют религиозные законы. Ты создаешь новую
цивилизацию по отношению к той, что сейчас установлена в мире, — обезбоженная,
секулярная и тоже радикальная в своем секуляризме"».
Последний тезис это разве не лейтмотив
проповедей самого патриарха Кирилла? И еще это очень узнаваемый мотив: в
преступлении виновата жертва. "Зачем эту девка носила такую короткую
вызывающую юбку?". Секулярное общество своей терпимостью само провоцирует
желание взорвать его у искренне верующих людей...
Затем человек в дворцовом интерьере и с
золотыми украшениями посоветовал не обращать внимания на снижение уровня
потребления.
"Сейчас вообще тяжесть относительная —
человек зарабатывает чуть больше или меньше, но в общем на сегодня никакой
трагедии в стране нет. Поэтому разочаровываются слабонервные, внутренне слабые,
пустые люди".
Пустые люди? Ну, поскольку синедриона сейчас
нет (см. Мф 5,22), то никто за эти слова Святейшего не осудит...
А в целом - все привычно: "Все книги по
самосовершенствованию сводятся к тому, что человек из Беверли-Хиллз советует
человеку в Магадане выйти из зоны комфорта".
Впрочем, все объяснил
Андрей Десницкий:
«"Христос намеренно не принимает тех
ценностей, которые считаются весьма значимыми в нашем мире: власть, богатство,
слава, знатное происхождение и социальный статус. Он предлагает нам иной закон
жизни, закон смирения и любви, побеждающий гордость и злобу. Сила Божия являет
себя не в земном величии и мирском благополучии, а в простоте и смирении
сердца".
Услышав эти слова из праздничного послания
патриарха, я сначала очень удивился. Не это я привык слышать от церковного
руководства в последнее время.
А потом понял: когда водитель автобуса
говорит: "не задерживаемся в дверях, проходим внутрь салона", он же
не себя имеет в виду. Он-то за рулем, куда ему проходить?"».
Кстати, Святейший упомянул про рейдерские
захваты квартир.
Комментарии
Отправить комментарий