Председатель Архиерейского совещания РПАЦ епископ ГРИГОРИЙ (Лурье) об отставке Чаплина


«Портал-Credo.Ru»:  Как Вы относитесь к новости об отставке Всеволода Чаплина?

Епископ Григорий:  Сначала я отнесся к ней со скорбью, потому что, на мой взгляд, о. Всеволод Чаплин был и, можно сказать, пока остается, лучшим богословом РПЦ МП, которая без него поблекнет. Можно только жалеть, что не будет о. Всеволода Чаплина в качестве официального спикера МП. Что такое сменивший его Легойда? Легойда – это вакуум. Он просто ничего не скажет. Но за прошедшую пару дней я полностью утешен. Отец Чаплин показал, что в новом качестве он будет еще свободнее, веселее и конструктивнее. Он уже превратил свое поражение в свой ресурс.

— Хорошо. А как Вы относитесь к позиции, занятой о. Всеволодом Чаплиным сразу после увольнения?

— Прежде всего, скажу, в чем состоит эта позиция. Его уволили, вообще говоря, вежливо, т.е. с благодарностью за понесенные труды. Вся невежливость увольнения не выносилась в публичное пространство, пока о ней не рассказал сам Чаплин. И если бы он хотел сохранить себя в системе МП, если бы для него это было приоритетно, то надо было бы это откомментировать как-нибудь смиренно. Он пока остается настоятелем храма, и на улицу его никто не выбрасывает, а просто убирают с видного места в резерв. По его недавним словам в интервью, непосредственно перед увольнением Гундяев помахал у него перед носом какой-то неопределенной морковкой, то есть туманными обещаниями. Но Чаплина такая морковка только обидела и раззадорила. Он показал себя настоящим бойцом, которому невозможно заговорить зубы и обмануть подачками, чтобы удержать от решительных и стратегически продуманных действий.

— А в чем же, по-Вашему, могут состоять стратегические планы о. Чаплина?

— Появляются разные конспирологические версии, хотя, конечно, большинство просто запаслось попкорном и ждет продолжения спектакля. Если анализировать логически, для чего так нужно было себя вести, как о. Чаплин уже себя повел, — так, чтобы потерять настоятельство в близком будущем и все прочее, — то здесь подсказывается такой ответ (он уже и на Портале Кредо прозвучал): о. Чаплин готовит себя в лидеры внутрипатриархийной оппозиции, т.е. какой-то другой центр идеологического влияния по отношению к патриарху.

Я согласен с логичностью такого анализа, но не согласен с тем, что он верен, потому что о. Чаплина мы знаем, и его логика всегда была несколько иной. Чтобы действительно выступать в качестве потенциального лидера оппозиции, нужно иметь немного другие лидерские качества, чем те, что у о. Чаплина несомненно есть. Но лидерские качества бывают разные. Он все время был лидером внтурисистемным, опираясь на ресурс, который не он сам собирал. Во внесистемной ситуации ему непривычно, невозможно, скучно, страшно, и он ничего делать не будет. Сейчас нет такого внутрисистемного готового ресурса, чтобы на него о. Чаплин мог опереться. Если кто-то другой будет на него опираться когда-то позже, то он его еще должен будет создать и собрать. А это совершенно не амплуа о. Чаплина, и я даже уверен, что он сам ни о чем подобном и не думает. Поэтому, я думаю, что здесь совершенно другой механизм.

— Вы не могли бы тогда пояснить, какой это механизм?

— Ситуацию, к которой МП подошла к концу 2015 года, я бы охарактеризовал простым народным выражением: «крысы с корабля». Настал, наконец, неизбежный момент, когда выпиливание МП из светского общества, совершившееся, по сути дела, после приговора Пусси Райот в августе 2012 года, привело к тому, что оставшимся на этом выпиленном кусочке стало неуютно. Им пришлось думать, как они будут дальше. В какую ты Церковь будешь ходить, где ты будешь причащаться и будешь ли вообще причащаться — это социально незначимые вопросы, они никого не волнуют. А значимые вопросы возникают только у тех людей, которые так или иначе были связаны с церковным официозом. И сейчас они себя находят в сложном положении.

Те люди, которые были сильнее связаны и, следовательно, несут сейчас большие риски, они, конечно, больше и думают. Они способны больше думать о своей дальнейшей судьбе. И вот здесь позиция о. Чаплина является очень характерной. Он не может, как, например, человек с похожей на него фамилией, который был замаран соучастием в делах МП лишь в том смысле, что он был ее чиновником, сказать, что я больше не чиновник, я отмежеваюсь, я не согласен. В случае того человека, который собственно был только чиновником, этого совершенно достаточно. Но в случае о. Чаплина этого не будет достаточно. Ему надо как-то ярко сказать, что он отмежевался от МП. Сказать так, чтобы сам акт этого отмежевания был бы некоторым запоминающимся публично «экшеном». Поскольку он умеет троллить всякую публику, то он должен был применить это свое умение по отношению к церковной среде. Что он и сделал.

Поэтому декларацию о. Чаплина надо рассматривать не как сообщение неких политических планов или призывы к собиранию сторонников и народного «антигундяевского ополчения» внутри МП. Ничего подобного, конечно, нет. Это – троллинг, чтобы в глазах общества убедительно отмежеваться от МП, и чтобы ему не столько даже поверили (искренность здесь вообще никого не интересует), сколько именно заметили четкость и необратимость этого факта.

И Чаплин это делает. Он понимает, что лучше сейчас потерять еще чуть раньше то, что у него пока не отнимают, например, настоятельство в каком-то храме. Лучше сейчас, пока это еще не отнято насильно, конвертировать это в какой-то политический капитал. Что он и делает.

— Где же он может быть востребован? И в начале Вы упомянули о каких-то его стратегических расчетах, а то, что Вы только что описали, — всего лишь тактика.

— Вы правы, это тактика, и даже еще не вся тактика. А стратегия состоит еще кое в чем другом.

— Хотелось бы, наконец, уже узнать про стратегию…

— Боюсь, что если так сразу перейти к стратегии, то никто ничего не поймет. Поэтому давайте сначала еще о тактике. Я постараюсь коротко.

Сейчас и в светском обществе, и в правительственных кругах (я имею в виду не тех, кто является правительством в техническом смысле, а администрацию президента и вообще всех, кто у нас, так или иначе, участвует в управлении страной) возник некий запрос на экспертов по разоблачению МП. Цели при этом несколько разные, но специалисты нужны примерно те же.

Конечно, органам государственной власти это нужно для того, чтобы время от времени поворачивать туда какую-то часть народного гнева. Эти технологии чуть ли не с конца 2011 года периодически применяются. Только совсем недавно мы видели очередной такой случай, когда возник скандал, вроде бы сначала в оппозиционной прессе, по поводу того, что самым большим грантополучателем от Путина является РПЦ и аффилированные с ней структуры. Но вот что было неожиданно: не то, что имел место такой факт, и не то, что оппозиционная пресса стала всячески его обсуждать, а то, что он постоянно стал крутиться на центральных телевизионных каналах в течение целого дня, если не больше. Вот это уже означает некоторую другую государственную политику.

РПЦ МП имеет давно уже особую привлекательность для оппозиции и особенно для тех, кому хочется выглядеть оппозицией, но не хочется чем бы то ни было рисковать всерьез. Фактическое положение РПЦ МП в государстве делает ее одновременно удобной мишенью для критики, вроде как, официоза, и, в то же время, такой критики, которая заведомо не создаст сложностей с государственными чиновниками. Ведь МП у нас, вроде, не государственная, а, в то же время, вроде, и государственная. Очень удобно.

Ну и наконец, я бы даже сказал, что РПЦ МП именно сейчас становится особенно лакомой для всяких правоохранителей. Потому что им все время нужен какой-то источник разного рода уголовных и административных дел, которые бы они раскрывали, и которые бы им бы позволяли раскрывать, и за которые их бы еще хвалило общество и начальство. Этот интерес может иметь и коррупционную составляющую, что немаловажно в наше время сокращающейся кормовой базы. И вот здесь МП представляет некоторый клондайк. Мы отчасти это почувствовали на Торфянке, где именно общественные слушания привлекли больше внимания к документообороту, и там вскрылись такие коррупционные проделки чиновников, о которых поначалу никто из протестующих не подозревал. Такого, конечно, может быть гораздо больше.

Сейчас я лишь кратко перечислил три больших рынка для приложения сил экспертов по РПЦ МП. Отец Чаплин уже успел позиционировать себя на этом новом рынке в качестве абсолютного гуру, не имеющего конкурентов. При таком абсолютном лидерстве надо быть добрым, и — совершенно нехарактерно для поповской среды, тут я прямо восхищаюсь Чаплиным, — в конкурентах надо видеть помощников и соработников, и тогда они таковыми и окажутся. Поэтому Чаплин нашел несколько довольно теплых слов даже для Кураева, который его все время поругивает…

— Что значит «поругивает»? Ведь о. Кураев отдает должное фактической правоте обличений Чаплина, но утверждает, что о. Чаплин — атеист…

— Ну и что, что атеист? Почему атеист не может послужить «Матери-Церкви» лучше, чем все эти содомиты-митрополиты, которые теисты? Тут, конечно, при моем отношении к РПЦ МП как к организации более светской, нежели религиозной, я совершенно не могу согласиться, что атеизм для священника РПЦ МП — какой-то особый порок или вообще порок. Атеист может честно исполнять необходимые обряды и полноценно удовлетворять духовные потребности граждан. Ведь в РПЦ МП считается, что вера священника не должна интересовать прихожан, если он не делает об этом слишком скандальных заявлений. Сейчас священник «господствующей церкви» — что-то вроде госчиновника. Требование к священнику РПЦ МП, как и к госчиновнику, не быть атеистом – это, строго говоря, некорректное вмешательство в его личную жизнь.

Но это я на теорию отвлекся. А сам я вовсе не уверен, что о. Чаплин атеист. Я бы скорее предположил, что он верующий. По крайней мере, он настолько упрямый и способный на риски, что трудно представить, как такое возможно без религиозного фанатизма. Конечно, он не соответствует кураевским стандартам православия. А моим, например, стандартам православия одинаково не соответствуют оба сих досточтимых отца. Но это не повод называть их безбожниками.

Критикам о. Чаплина лучше бы отнестись к нему как к поводу для смирения. Сейчас он всех удивил — и ведь больше всего удивил тем, что отбросил все материальные блага, которых немало у него оставалось, выбросил все эти пресловутые «синицы в руке», которые так часто используются нашими противниками, чтобы не дать нам совершить резкого и необходимого разворота…

Честно говоря, я этого от о. Чаплина не ожидал совершенно, и я очень рад, что ошибся на его счет. Это уже второй раз, когда о. Чаплин преподает мне важный и смиряющий меня урок.

— А первый раз когда был?

— Первый раз был почти ровно 20 лет назад, когда мы с ним вместе заседали в синодальной Богословской комиссии, и его реплики возмущали меня до глубины души: они были не то чтобы неправильными, с моей точки зрения, а исходили из вообще какой-то другой религии, ничего не знающей о тех святых отцах, которые были мне так дороги. После этого прошло полгода, и мое возмущение о. Чаплиным сменилось благодарностью: я понял, что лишним человеком в том заседании и вообще в РПЦ МП был вовсе не он, а я: это я притащился, зачем-то, на заседание богословов другой религии и зачем-то приставал к ним со своими мнениями. Так вот получилось, что именно о. Чаплин, сам того не зная, стал тем человеком, который в РПЦ МП указал мне на дверь. За одно это я должен быть ему благодарен по гроб жизни.

…Это Вы меня отвлекли на атеизм и мемуары, а я-то хотел про стратегию!..

— О, наконец-то! Было бы очень любезно с Вашей стороны…

— Я коротко. Сам о. Чаплин перешел в описании своего нынешнего положения на бизнес-терминологию слегка архаичного образца, начав обсуждать, «завалят» его или нет. В буквальном смысле слова, сейчас так не принято. Но ситуация получилась напряженная, если только о. Чаплину не уходить полностью в частную жизнь (а там ему делать нечего — только погибать от известного русского недуга; то есть для него такой возможности просто нет).

Старший партнер по бизнесу тебя «кинул», твою долю в общем деле — пусть не самую большую, но и не маленькую, — у тебя отняли. Как жить дальше? На архаичном языке получается, что — ничего личного, просто так нехорошо получилось, и теперь выхода нет, — это о. Чаплин должен сделать со своим бывшим партнером и шефом то, чего он опасается со стороны оппонентов. Иначе — уходить из профессии. Сюжет мелодрамы из жизни гангстеров. Но он абсолютно реален, только — как говорят в религии, «слава Богу», — менее кровав.

Поэтому стратегическая задача о. Чаплина — это только снять Гундяева с должности. Или, если не совсем уж снять, то хотя бы «засветиться» перед публикой в качестве главного публичного лица этих процессов, которые, в таком случае, могут занять больше времени и свершиться без его решающего вклада.

Никакого внутрицерковного «антигундяевского ополчения» для этого не только не требуется, но приходится как можно скорее и четче дать понять, что у о. Чаплина ничего подобного на уме быть просто не может. Все сигналы должны идти только в высшие государственные структуры. По каким правилам в этих структурах воспринимаются сигналы, о. Чаплин прекрасно знает.

И сейчас он делает именно то, что транслируется высшим государственным чиновникам как сигналы тревоги — красной мигалки с сиреной.

Гундяев для высшей администрации давно уже «неудобен». Потеряв на волне «информационной катастрофы» МП 2012 года своего спикера Вигилянского, он потерял и общий язык с основной частью высших чиновников. А вопросов действительность ставила все больше, особенно после провала гундяевского «русского мира» в 2014 году. Кроме о. Чаплина, разговаривать с чиновниками стало почти что некому.

Неожиданная отставка Чаплина, наверняка, не была согласована ни с какими администрациями президента, и уже одно это не могло быть воспринято без раздражения. А теперь — скандал в высшем эшелоне МП, из-за которого профильные чиновники должны хвататься за голову: мало скандалов в Украине, мало нанопыли и скандалов с епископами по всей стране, так теперь еще — и такой ясный сигнал того, что патриарх не справляется с элементарным внутренним управлением вверенной ему организации.

И тут о. Чаплин подчеркивает: да, не справляется — перестал считаться с теми, чьим коллективным проектом он был. Между прочим, не все члены этого коллектива носят рясы…

Так что – о. Чаплин бьет в самое больное место: в качества В. М. Гундяева как высшего госчиновника. Всё делается весьма технично и не рассеиваясь на посторонние цели. Отец Чаплин бодр и воспрянул к новой жизни – от закисшего функционера недельной давности уже нет и следа.


Сим победиши: так о. Чаплин сохранит и приумножит себя в бизнесе получения господрядов по выстраиванию церковных структур.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Беспредел РПЦ МП в православной Церкви Чешских земель и Словакии

Заявление председателя Чешско-Моравского Славянского Союза по поводу ситуации в Чешской и Словацкой православной церкви