Диакон Сергий Баранов

Серге́й Ви́кторович Бара́нов (25 ноября 1974, Тамбов) — диакон, бывший клирик Русской Православной Церкви (1994 - 2012), юристправозащитник.

Биография

Сергей Баранов родился в семье интеллигентов. Под влиянием митрополита Питирима (Нечаева) пришел в христианство в 1988 году. В 1994 году окончил Тамбовское духовное училище (в настоящее время - Тамбовская духовная семинария).

19 декабря 1994 года рукоположен в сан диакона Русской Православной Церкви архиепископом Тамбовским и Мичуринским Евгением (Ждан). Направлен на диаконское служение в храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Вознесенского женского монастыря г. Тамбова. В дальнейшем служил в различных храмах Тамбовской епархии.

С 1995 по 1998 годы — на преподавательской работе в Воскресной школе при храме «Всех скорбящих Радость» Вознесенского монастыря г. Тамбова в качестве преподавателя догматического богословия и литургики. Одновременно по совместительству в 1996–1997 годах – преподаватель духовных дисциплин в Тамбовском медицинском колледже.

В 1999 году был запрещен в священнослужении. По официальной версии, запрещен за кощунственное отношение к епископским одеждам, по неофициальной, — за учиненный скандал на епархиальном Совете, на котором диакон Баранов обличил духовника Тамбовской епархии протоиерея Николая Засыпкина в сотрудничестве с КГБ, и, по мнению диакона Баранова, продолжавшего сотрудничать с ФСБ. Также поводом для начала гонений на диакона Баранова мог послужить его отказ в сотрудничестве с ФСБ, когда будучи преподавателем Тамбовского медицинского колледжа в 1996 году, он, несмотря на оказываемое давление со стороны органов безопасности, отказался давать своим студентам «контрольные» тесты с целью выявления присутствия неформальных религиозных объединений в тех или иных районах Тамбовской области.

В 2003 году решением епархиального Совета под председательством епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия (Васнева) был снят запрет в священнослужении и дана отпускная грамота с правом перехода в другую епархию.

В 2010-2011 годы диакон Сергий Баранов самостоятельно расследует и в октябре 2011 года публикует под псевдонимом «Сергей Аристархов» открытое письмо в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «О духовно-нравственных преступных деяниях и церковных правонарушениях епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия (Васнева)».[1][2][3]

В 2012 году окончил с отличием юридический факультет Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.

Открытое Письмо Патриарху

19 августа 2012 года диакон Баранов опубликовал на своей странице в Facebook открытое письмо Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, в котором выразил протест против преследования участниц группы Pussy Riot. В дальнейшем, главный лейтмотив протестных писем, интервью и публикаций диакона Баранова, — это критика сращивания Церкви и государства, критика и обвинения иерархов Русской православной церкви во лжи, лицемерии и стяжательстве. Им неоднократно озвучиваются проблемы обмирщения Русской православной церкви Московского патриархата и клерикализации российского общества.

Диакон Сергей Баранов в открытом письме заявил:
В связи с позорными событиями последних месяцев и в особенности вынесенным при прямом подстрекательстве священноначалия Русской Православной Церкви и людей, по недоразумению именующими себя «православными гражданами» неправосудным приговором в отношении Pussy Riot, я, заштатный клирик Тамбовской епархии диакон Сергий Баранов, официально объявляю о своем полном и безусловном разрыве отношений с Русской Православной Церковью Московского Патриархата и ходатайствую о снятии с себя священного сана. Я остаюсь верующим христианином, но находиться в одной Церкви с лжецами, стяжателями и лицемерами, считаю для себя совершенно невозможным из соображений этики. Я дорожу своей верой, но остаться после случившегося в РПЦ означало бы, что я одобряю их действия и, следовательно, соучаствую в них.

Данное письмо вызвало широкий общественный резонанс как в российских, так и иностранных СМИ.[4][5][6][7][8][9][10][11][12]
Диакон Сергей Баранов, открыто выступивший против преследования участниц Pussy Riot, оказался под прессом ФСБ, РПЦ и администрации Тамбовской области, ему стали поступать первые угрозы[13][14][15][16][17].

Церковный суд и лишение священного сана

Русская православная церковь инициировала судебное делопроизводство в отношении диакона Баранова, несмотря на то, что он заявил о добровольном низложении с себя священного сана. 1 сентября 2012 года церковный судТамбовской епархии объявил дату первого заседания церковного суда и вызвал официальной телеграммой диакона Баранова на судебное заседание, назначенное на 4 сентября 2012 года[18].

1 сентября 2012 года диакон Сергей Баранов публикует второе открытое письмо в адрес Патриарха Кирилла, в котором, в частности, говорится:
Как я и предполагал, вы не захотели снять с меня сан в связи с моим волеизъявлением в протест сопричастности Церкви к уголовному преследованию и вынесенному приговору светским судом, а пытаетесь лишить его своим беззаконным судом по своим антихристианским представлениям. Вам мало того, что вы стали соучастниками преследования и беззаконного приговора по делу Pussy Riot, вы хотите попасть в историю еще и беззаконным решением именем Церкви в отношении диакона выразившего протест несогласия к сращиванию Церкви и государства, которое ведет Церковь к саморазрушению и потере внутренней и внешней свободы. Русская Православная Церковь никогда не имела свободы – ни в советские, ни в царские времена. Священноначалие РПЦ ничего не сделало для того, чтобы возвысить свой голос и собрать своих чад воедино, напротив, продолжает делать все, диаметрально противоположное Евангельским Заповедям, сея при этом раскол в сердцах ее чад. Где патриаршее благоразумие, где отеческая мудрость, где любовь и милосердие великого господина и отца? Опомнитесь, устыдитесь и покайтесь!
Полный текст открытого письма

Диакон Сергий Баранов проигнорировал судебные заседания, назначенные на 4 и 7 сентября 2012 года, сославшись на то, что «все судьи являются клириками Тамбовской епархии, подконтрольны епископу и испытывают не только заинтересованность в исходе дела лишить сана, а не снять по моему ходатайству, но и неприязнь в свете последних событий»[19].

Церковный суд Тамбовской епархии назначил третье судебное заседание на 12 сентября 2012 года. Накануне третьего заседания Церковного суда, диакон Баранов записывает на диктофон состоявшийся между ним и председателем церковного епархиального суда Тамбовской епархии протоиереем Петром Лукиным телефонный разговор, в котором, прозвучали угрозы анафемы, и отсылает данную аудиозапись телефонного разговора известному журналисту и правозащитнику Зое Световой. 12 сентября 2012 года Зоя Светова публикует статью и стенограмму телефонного разговора в электронной версии журнала The New Times, а диакон Баранов отказывается прийти на судебное заседание в третий раз, и церковный епархиальный суд выносит заочное решение.[20][21]

12 сентября 2012 года на заочном и закрытом заседании церковного суда Тамбовской епархии было вынесено решение о лишении священного сана диакона Сергея Баранова[22][23][24]. Решение суда было отправлено на утверждение Патриарху Московскому и всея Руси. 5 октября 2012 года Патриарх Кирилл утвердил данное решение[25].

Религиовед Михаил Ситников считает, что история с Сергеем Барановым «выглядит нелепо не только с точки зрения здравого смысла, но и с церковной позиции». «Священнослужитель, открыто заявивший в личном блоге о сложении с себя сана и полном разрыве с религиозной организацией, так как состоять «в одной Церкви с лжецами, стяжателями и лицемерами» он считает для себя совершенно невозможным из соображений этики, находится вне юрисдикции РПЦ, – говорит Ситников. – Поэтому сам факт созыва церковного суда по непонятно откуда взявшемуся его делу ничем не отличается от устроения аналогичного синклита по делу любого другого человека, не имеющего никакого отношения к Московскому Патриархату»[26]. Однако главным результатом всей этой, по мнению эксперта, «популистской операции РПЦ остается даже не проявление церковно-правовой безграмотности, которая очевидна сегодня возмущенным пародией на суд христианам. Самое любопытное в том, что решение церковного суда Тамбовской епархии о снятии сана не являющегося членом РПЦ христианина в виде кары за защиту им достоинства христианской Церкви от упомянутых в обращении Баранова лжи, стяжательства и лицемерия говорит о признании этих категорий допустимыми в практике религиозной организации»[27].

Один из адвокатов Pussy Riot Николай Полозов прокомментировал решение церковного суда, он считает «что эти вопросы регулируется внутренними церковными уставами. С моей субъективной точки зрения, Церковь не готова к диалогу, она закоснела, не готова идти в ногу со временем, с точки зрения Церкви нужно было провести диалог, а не отворачиваться от внутренних проблем»[28].

Сам диакон Сергий Баранов не стал комментировать решение суда, а обратился к своим единомышленникам с призывом:
Обращаясь ко всем своим друзьям, хочу сказать следующее. Не бойтесь говорить правду! Когда я высказал свой протест, написав о том, о чем давно болела душа и сказав об этом во весь голос, стали сыпаться язвительные слова, навалились различные напасти со стороны тех, кто меня обливал грязью и продолжает это делать. Но заверяю всех вас, Божественное присутствие никогда меня не покидало, Господь дал сил, укрепил волю, послал друзей, которые поддержали и оказали помощь в том, чтобы меня услышали. Я благодарю всех вас, поименно, кто поддерживал меня все эти дни, молился за меня или просто желал удачи – всем вам низкий поклон! Не молчите и ничего не бойтесь! Я молюсь о тех, кто молчит – Господи, отверзи уста их; о тех, кто заговорил вполголоса – Господи, укрепи их волю; о тех, кто говорит уже во весь голос – Господи, дай им сил, терпения и благослови всех нас.
Обращение к инакомыслящим

18 сентября 2012 года диакон Баранов дал интервью журналисту одного из крупнейших международных информационно-новостных агентств мира Associated Press (AP), в котором сделал политическое заявление о необходимости реформирования, не только Церкви, как института, но и самих отношений между Церковью и государством[29][30][31][32][33].

Анализируя панк-молебен Pussy Riot «Богородица, Путина прогони!», диакон Баранов пишет статью, в которой критикует Патриарха Кирилла и Президента России Владимира Путина, и заключает ее молитвой к Богородице:
Нам всем надо осознать, что просить Патриарха Кирилла о милосердии и всепрощении незачем, ибо просить о всепрощении можно только духовного человека. Нам всем надо осознать, что просить Путина о человеколюбии незачем, ибо о милости просят того, кто имеет доброе сердце. Надеяться на то, что все исправит Европейский суд, тоже не стоит, он не обязан восполнять правосудие в государстве, где оно отсутствует. Путь к освобождению нам указали сами узницы, обратившись к Пресвятой Богородице, Заступнице рода христианского, и нам необходимо только молиться: Богородице Дево, матерей освободи, Путина вразуми, Патриарха – страху Божию научи, и нас всех помилуй и защити!
Полный текст статьи

Политическая эмиграция в Чехию

6 декабря 2012 года по приглашению Посла Чешской Республики Петра Коларжа (Petr Kolář), диакон Сергий Баранов посетил Чешское посольство, где ему было вручено послание заместителя Председателя Правительства и министра иностранных дел Чешской Республики Карела Шварценберга[34][35]. В этот же день диакон Баранов встретился с чешскими журналистами, которым рассказал:
Я неоднократно обращал внимание на все несправедливости и беззакония в Церкви, поднимал вопрос о недопустимости сотрудничества с КГБ некоторых священнослужителей и иерархов, которые до сих пор продолжают сотрудничать с ФСБ. Все проблемы Церкви от того, что иерархи дискредитировали Церковь на столько, что это приведет к неминуемому расколу. Процесс сращивания Церкви и государства, преследует цель тотального послушания народа государству, заложенного в православии как основа добродетели. После краха коммунистической идеологи, на замену пришла идеология массового оправославлевания, за счет государственного бюджета. Получив новые храмы, построенные за государственные деньги, Церковь потеряла главное — свою свободу. Полный текст статьи

24 декабря 2012 года диакон Сергий Баранов покинул Российскую Федерацию.

27 декабря 2012 года диакон Сергий Баранов обратился к чешским властям с ходатайством о предоставлении международной защиты в связи с преследованием по политическим мотивам[36][37][38].

9 апреля 2013 года Департамент по делам беженцев и миграционной политики министерства внутренних дел Чешской Республики предоставил диакону Сергию Баранову международную защиту в форме убежища [39][40][41].

Правозащитная и общественно-политическая деятельность

Диакон Сергий Баранов периодически публикует статьи[42][43] в защиту прав ЛГБТ-сообщества в России. В одном из интервью диакон Сергий Баранов высказал свою позицию следующим образом:
Для меня нет различия между гетеросексуалами и гомосексуалами, для меня они все равны – они Божьи дети! Я вообще не понимаю эти условности: гей, лесбиянка, гетеро и т.д., прежде всего мы люди, и сотворены Богом такими, какие мы есть, и должны научиться любить, быть терпимей друг к другу, невзирая на все эти условности.  Полный текст статьи

Давая оценку проводимой государственными деятелями политики в отношении ЛГБТ-сообщества в России, диакон Баранов сказал следующее:
Политики в Кремле и Госдуме сделали почти невозможное. Когда негодование общества, измученного социально-экономическими проблемами нищеты и неустроенности, стало достигать предела, они сумели развернуть весь этот гнев обезумевшей толпы на ЛГБТ-сообщество. У государства должен быть внешний и внутренний враг. До сих пор «прокатывает», что внешний «враг» — это Америка со своим Госдепом, а вот с внутренним были проблемы, но теперь «враг» найден — это ЛГБТ «извращенцы» — порождение той самой Америки. Ненависть к геям стала национальной политикой, закрепленной в законе. Впрочем, чему удивляться, в стране традиционного мракобесия, где сильны «духовные скрепы», преступления ненависти, отсутствие правосудия и атрофированная совесть — норма вещей. «…» Права человека — это не права гетеросексуалов или гомосексуалов, — это права Человека. Полный текст статьи

30 ноября 2013 года диакон Сергий Баранов номинировался на премию «Храбрый хвост» в правозащитном конкурсе за смелость в защите прав ЛГБТ в России, которая ежегодно вручается представителям гражданского общества в рамках международного кинофестиваля «Бок о бок». Вместе с диаконом Барановым в номинации «политики и общественные деятели», номинировались Владимир Познер, Константин Янкаускас и победитель конкурса Борис Немцов[44].

В начале 2014 года реагируя на скандал связанный с диаконом Андреем Кураевым, разоблачившим факт существования «гей-лобби» в РПЦ МП, диакон Баранов написал статью[45], в которой, в частности, выразил следующее мнение:
То, что Церковь тяжело больна, требует глубокого очищения и реформирования — это непреложный факт. И проблема «гей-лобби» далеко не самая главная и не единственная проблема в РПЦ, есть куда более важные проблемы. Крепостное право приходских священников, архиерейский произвол и беспредел в епархиях. Открытый грабеж приходов и монастырей епархиальными архиереями и бесконтрольные финансовые потоки в Московскую Патриархию. Полное отсутствие доступа СМИ и общественности к финансовым операциям, отчетности и распределению бюджета Московской Патриархии. Отсутствие справедливого суда и каких-либо надежд на справедливое решение в церковных епархиальных судах. Наглая ложь, лицемерие и стяжательство иерархов, прикрывшихся куполами церквей. Абсолютное бесправие клира и мирян — вполне естественная форма управления народом Божьим для православия. Православная Церковь никогда не признавала всю полноту Прав Человека, что в данных обстоятельствах даже очень устраивает светскую власть, в данном случае российскую, где также легко попираются права человека. Церковь и государство пытаются навязать нам мысль, что европейские ценности от лукавого, а между тем, именно они защищают главную ценность Человека — его Права.
Полный текст статьи

Примечания

1. Портал-Credo.Ru / Документ / Беззакония, которые совершаются епископом Феодосием, вопиют пред правдой Божией и уничтожают все понятия о человеколюбии и милосердии на Тамбовской земле. Письмо Патриарху Кириллу от прихожан Казанского собора РПЦ МП г. Тамбова

Популярные сообщения из этого блога

Беспредел РПЦ МП в православной Церкви Чешских земель и Словакии

Заявление председателя Чешско-Моравского Славянского Союза по поводу ситуации в Чешской и Словацкой православной церкви